Шрифт
Цвет
Графика
«Циничные карты» культурный шок в бесплатной онлайн игре!
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Язычество»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Водяной, Крокодил, Домовой, Полкан

Выставка
1
Открыть в приложении
#1
Зыков Н.Ф.
Водяной на рыбе, Крокодил (Чудо-юдо), Домовой на Чуде-Юде, Полкан
#4

Водяной на рыбе

#8
Зыков Н.Ф.
Водяной на рыбе
#12
В фондах Музейного центра «Гамаюн» хранится одна из крупнейших в России коллекций игрушек скульптора Николая Зыкова. Его работы представлены во многих музеях Екатеринбурга, их можно найти в Сергиевом Посаде, Суздале и Москве, а также в антропологическом Музее человека в Париже.

В основе творчества Николая Зыкова лежали славянская мифология и традиции русской народной игрушки. Мастер не копировал работы других художников, а перерабатывал архетипические образы. Чтобы сохранить их узнаваемость, он использовал традиционные мотивы, линии и детали декора, свойственные каргопольской и романовской народной игрушке.

Композиция «Водяной на рыбе» выполнена из дерева и представляет собой двухфигурную свистульку. Такие музыкальные игрушки мастера народного художественного промысла создавали еще в старину: чаще их лепили из глины, раскрашивали разноцветной глазурью и обжигали в печи.

Обычно свистульки делали с внутренней полостью и двумя-четырьмя отверстиями для пальцев. Но бывали и фигурки с прикрепленным свистком, например филимоновские игрушки.

Взаимное расположение фигурок водяного и рыбы также отсылает к мотивам народных игрушек. Их часто создавали в виде всадников мастера каргопольской, филимоновской, дымковской, абашевской школ.

В восточнославянской мифологии водяного представляли как старика. Он мог быть либо маленького, либо неестественно высокого роста, с очень длинными ногами или рыбьим хвостом, с седой или зеленой бородой, доходящей до колен. Иногда у него были густые зеленые усы и красная рубаха на плечах.

На дне рек и озер водяные пасли стада сомов, карпов, лещей, налимов и других рыб — и могли ездить на них. Чаще всего водяному удавалось оседлать сома. В народе эту хищную рыбу прозвали чертовым конем.

Жители одного мира — водяной и чудо-рыба — в игрушке Николая Зыкова имеют схожий окрас. Туловище рыбы покрыто голубой краской в мелкую белую точку и благодаря этому кажется легким. Белые точки на голубом фоне напоминают о чешуйках или пузырьках воздуха в воде, которые движутся вокруг стремительно плывущей рыбы.

Предельно обобщенный объем, отсутствие дополнительных элементов и избыточность декора придают «Водяному на рыбе» Николая Зыкова архаичный характер.
#13
Полное наименование предмета: Водяной на рыбе
Дата создания: 2001 год
Техника: дерево, нитрокраска, резьба, роспись
Место создания: поселок Белоярский Свердловской области
Владелец коллекции: Музейный центр «Гамаюн»
Размеры: 21×26×5 см
Номер в Госкаталоге: 23509846
#5

Крокодил (Чудо-юдо)

#9
Зыков Н.Ф.
Крокодил (Чудо-юдо)
#14
В коллекции Музейного центра «Гамаюн» представлено несколько деревянных фигурок, которые в разное время создал уральский скульптор-самоучка Николай Зыков. Среди них есть необычное существо — Крокодил, или Чудо-Юдо.

Скульптура имеет максимально обобщенную форму, упрощенный контур и яркую раскраску. Вымышленное существо сочетает в себе как архетипическую, так и фольклорную традицию. Оно напоминает о Празвере, чей образ происходит из духовных стихов XVII–XIX веков — народных песен на христианские сюжеты.

В этих своеобразных религиозных лубках были запечатлены народные представления о «Всем зверям мати» — самом сильном существе среди зверей, рыб, птиц. Празверь был похож на героя мифов, обладал магической силой и даже выполнял обережную функцию.

Многие художники-примитивисты обращались к образу Празверя. Например, Анри Руссо изображал его в виде тигра или льва, Нико Пиросмани — как черного оленя.

Скульптор Николай Зыков стал известен благодаря счастливому случаю. В 1983 году в московском Музее древнерусского искусства имени Андрея Рублева он познакомился с француженкой Лизетт Бюше и подарил ей на память фигурку. Позже Зыков стал отправлять знакомой во Францию свои скульптуры, вырезанные из дерева. А через три года в одном из писем от Бюше узнал, что шесть его произведений принял в дар Музей человека в Париже.

В это же время Музей самодеятельного творчества народов России приобрел у Николая Федоровича пять скульптур малых форм. В 1989 году мастер принял участие в выставке, организованной Советским фондом культуры.

Признание на Урале пришло к Николаю Федоровичу в 1990 году. Позже Зыков писал: «Екатеринбург повернулся ко мне лицом. Произошло это, в первую очередь, благодаря Нине Арсеньевне Хадери, которая первая из искусствоведов Екатеринбурга обратила на меня серьезное внимание. С ее легкой руки я с этого времени стал постоянно выставляться в городе».

С тех пор деревянные и керамические чуды-юды и лешие стали основной темой в творчестве мастера.
#15
Это, как Розанов говорил, какая-то внутренняя музыка. Если появляется какой-то образ, то его надо скорее воплощать. Иначе начнет преследовать тебя, как кошмар.
Николай Зыков в интервью газете «Вести», 2002 год
#16
В наши дни произведения Зыкова хранятся в государственных и частных коллекциях в России и за рубежом.
#17
Полное наименование предмета: Крокодил (Чудо-юдо)
Дата создания: 2001 год
Техника: дерево, нитрокраска, резьба, роспись
Место создания: поселок Белоярский Свердловской области
Владелец коллекции: Музейный центр «Гамаюн»
Размеры: 25×51×22 см
Номер в Госкаталоге: 23509861
#6

Домовой на Чуде-Юде

#10
Зыков Н.Ф.
Домовой на Чуде-Юде
#18
Работы уральского скульптора-самоучки Николая Зыкова — игрушки-свистульки и малая пластика — хранятся в галереях и частных коллекциях Франции, Германии, Чехии, США. Они входят и в собрания российских музеев в Москве, Суздале, Сергиевом Посаде, Екатеринбурге.

Первую выставку Зыков устроил прямо во дворе своего дома. Через поселок Белоярский, где жил мастер, ездил рейсовый автобус, в ожидании которого пассажиры часто гуляли по окрестностям. Начинающий автор этим воспользовался. Он расставил на скамейках под деревьями свои глиняные игрушки-скульптуры и приглашал людей посмотреть на них.

Резьбой по дереву Николай Зыков стал заниматься не сразу. Сначала он увлекался лепкой из глины, позже недолго учился на камнерезном отделении Уральского училища прикладного искусства в Нижнем Тагиле. И только в начале 1980-х годов впервые попробовал силы в резьбе по примеру старшего брата Владимира, который создавал деревянные настенные маски.

По словам Зыкова, кроме персонажей из русского фольклора, его вдохновляли образы мифических героев и исторических личностей. Среди его работ не только деревянные домовые и лешие, но и скульптуры двуликого Януса — бога-демиурга из древнеримской мифологии, — легендарного вождя гуннов Атиллы и другие.

Одно из самых необычных произведений автора — полуметровая пирамида, собранная из 50 игрушек-свистулек. О свистках мастер в одном из интервью рассказывал:
#19
Свистульки — поделки с самой таинственной душой. Если бы дали мне возможность сотворить большой памятник любви, то слепил бы его из сотен разномастных свистулек, призывающих к радости.
#20
Композиция «Домовой на Чуде-Юде» представляет собой двухфигурную свистульку. Каждую часть Зыков вырезал и зашкурил отдельно, обе фигурки содержат свистки. Домовой сидит на Чуде-Юде, то есть фактически является всадником. Такое взаимное расположение фигурок в старину было характерно для народных игрушек.

Домового и Чудо-Юдо мастер расписал яркими нитрокрасками и декорировал простым геометрическим узором, который напоминает традиционный славянский орнамент. Основными цветами палитры стали красный, голубой, черный, белый и желтый. При этом форму игрушки Зыков сделал подчеркнуто простой.
#21
Полное наименование предмета: Домовой на Чуде-Юде
Дата создания: 2001 год
Техника: дерево, нитрокраска, резьба, роспись
Владелец коллекции: Музейный центр «Гамаюн»
Размеры: 28,5×6×27 см
Номер в Госкаталоге: 23509843
#7

Полкан

#11
Зыков Н.Ф.
Полкан
#22
Одной из особенностей наивного и самодеятельного искусства стало мифотворчество. Мастера-самоучки, стремясь донести свое восприятие реальности, часто создают собственный миф — повествование, которое определяет место конкретного человека в мире и рассказывает о нем.

Мифотворчество касается образов семьи и дома, истории предков и их верований, изображения праздников и бытовых сценок. Отчасти мифы в наивном искусстве вызваны коллективным бессознательным и его архетипами — врожденными идеями и воспоминаниями, которые побуждают людей переживать определенные события одинаковым образом.

Занимаясь творчеством, наивный художник обращается к собственной мифологии и родовой памяти, отражает в произведениях свои отношения с окружающим миром.

Такую мифологию создал и уральский скульптор-самоучка Николай Зыков, выпускник исторического факультета Уральского государственного университета. Он воплотил многие архетипические образы в деревянной и керамической скульптуре.

Деревянную фигуру «Полкан» мастер создал в 1998 году. Она отсылает к русскому фольклору и лубочному искусству XVI — начала XX веков. Лубком называли вид графики с подписями, насыщенной простыми и доступными массовому зрителю образами.

Герой Полкан-богатырь появился в «Повести о Бове Королевиче» XVI века. Это был получеловек-полупес, обладающий сверхъестественными силой и скоростью. Он, например, мог орудовать в бою целым дубом и преодолевать «семь верст за один скок».

Некоторые исследователи относят Полкана к псоглавцам, или кинокефалам, — существам с телом человека и головой собаки. Постепенно образ Полкана менялся, и на лубках его стали чаще изображать как кентавра — существа с торсом человека на теле лошади. Так массовое искусство переосмыслило древний мифический образ.

Зыков также изобразил богатыря Полкана в виде кентавра. В его образе сочетаются зооморфные признаки: копыта, хвост, лошадиные ноги — и антропоморфные черты: человеческое лицо, руки. Расписанная красками фигура отсылает к традиционной каргопольской глиняной игрушке «Полкан». Мастера покрывали такие изделия геометрическим узором, который символизировал силу этого героя.
#24
Полное наименование предмета: Полкан
Дата создания: 1998 год
Техника: дерево, нитрокраска, резьба, роспись
Место создания: поселок Белоярский Свердловской области
Владелец коллекции: Музейный центр «Гамаюн»
Размеры: 32,8×32,6×25,3 см
Номер в Госкаталоге: 2350986
#23
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Водяной, Крокодил, Домовой, Полкан

Выставка
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
«Циничные карты» культурный шок в бесплатной онлайн игре!
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%