#1
Зыков Н.Ф.
Водяной на рыбе, Крокодил (Чудо-юдо), Домовой на Чуде-Юде, Полкан
#4
#8
Зыков Н.Ф.
Водяной на рыбе
#12
В фондах Музейного центра «Гамаюн» хранится одна из крупнейших в России коллекций игрушек скульптора Николая Зыкова. Его работы представлены во многих музеях Екатеринбурга, их можно найти в Сергиевом Посаде, Суздале и Москве, а также в антропологическом Музее человека в Париже.
В основе творчества Николая Зыкова лежали славянская мифология и традиции русской народной игрушки. Мастер не копировал работы других художников, а перерабатывал архетипические образы. Чтобы сохранить их узнаваемость, он использовал традиционные мотивы, линии и детали декора, свойственные каргопольской и романовской народной игрушке.
Композиция «Водяной на рыбе» выполнена из дерева и представляет собой двухфигурную свистульку. Такие музыкальные игрушки мастера народного художественного промысла создавали еще в старину: чаще их лепили из глины, раскрашивали разноцветной глазурью и обжигали в печи.
Обычно свистульки делали с внутренней полостью и двумя-четырьмя отверстиями для пальцев. Но бывали и фигурки с прикрепленным свистком, например филимоновские игрушки.
Взаимное расположение фигурок водяного и рыбы также отсылает к мотивам народных игрушек. Их часто создавали в виде всадников мастера каргопольской, филимоновской, дымковской, абашевской школ.
В восточнославянской мифологии водяного представляли как старика. Он мог быть либо маленького, либо неестественно высокого роста, с очень длинными ногами или рыбьим хвостом, с седой или зеленой бородой, доходящей до колен. Иногда у него были густые зеленые усы и красная рубаха на плечах.
На дне рек и озер водяные пасли стада сомов, карпов, лещей, налимов и других рыб — и могли ездить на них. Чаще всего водяному удавалось оседлать сома. В народе эту хищную рыбу прозвали чертовым конем.
Жители одного мира — водяной и чудо-рыба — в игрушке Николая Зыкова имеют схожий окрас. Туловище рыбы покрыто голубой краской в мелкую белую точку и благодаря этому кажется легким. Белые точки на голубом фоне напоминают о чешуйках или пузырьках воздуха в воде, которые движутся вокруг стремительно плывущей рыбы.
Предельно обобщенный объем, отсутствие дополнительных элементов и избыточность декора придают «Водяному на рыбе» Николая Зыкова архаичный характер.
В основе творчества Николая Зыкова лежали славянская мифология и традиции русской народной игрушки. Мастер не копировал работы других художников, а перерабатывал архетипические образы. Чтобы сохранить их узнаваемость, он использовал традиционные мотивы, линии и детали декора, свойственные каргопольской и романовской народной игрушке.
Композиция «Водяной на рыбе» выполнена из дерева и представляет собой двухфигурную свистульку. Такие музыкальные игрушки мастера народного художественного промысла создавали еще в старину: чаще их лепили из глины, раскрашивали разноцветной глазурью и обжигали в печи.
Обычно свистульки делали с внутренней полостью и двумя-четырьмя отверстиями для пальцев. Но бывали и фигурки с прикрепленным свистком, например филимоновские игрушки.
Взаимное расположение фигурок водяного и рыбы также отсылает к мотивам народных игрушек. Их часто создавали в виде всадников мастера каргопольской, филимоновской, дымковской, абашевской школ.
В восточнославянской мифологии водяного представляли как старика. Он мог быть либо маленького, либо неестественно высокого роста, с очень длинными ногами или рыбьим хвостом, с седой или зеленой бородой, доходящей до колен. Иногда у него были густые зеленые усы и красная рубаха на плечах.
На дне рек и озер водяные пасли стада сомов, карпов, лещей, налимов и других рыб — и могли ездить на них. Чаще всего водяному удавалось оседлать сома. В народе эту хищную рыбу прозвали чертовым конем.
Жители одного мира — водяной и чудо-рыба — в игрушке Николая Зыкова имеют схожий окрас. Туловище рыбы покрыто голубой краской в мелкую белую точку и благодаря этому кажется легким. Белые точки на голубом фоне напоминают о чешуйках или пузырьках воздуха в воде, которые движутся вокруг стремительно плывущей рыбы.
Предельно обобщенный объем, отсутствие дополнительных элементов и избыточность декора придают «Водяному на рыбе» Николая Зыкова архаичный характер.
#13
Полное наименование предмета: Водяной на рыбе
Дата создания: 2001 год
Техника: дерево, нитрокраска, резьба, роспись
Место создания: поселок Белоярский Свердловской области
Владелец коллекции: Музейный центр «Гамаюн»
Размеры: 21×26×5 см
Номер в Госкаталоге: 23509846
Дата создания: 2001 год
Техника: дерево, нитрокраска, резьба, роспись
Место создания: поселок Белоярский Свердловской области
Владелец коллекции: Музейный центр «Гамаюн»
Размеры: 21×26×5 см
Номер в Госкаталоге: 23509846
#5
Крокодил (Чудо-юдо)
#9
Зыков Н.Ф.
Крокодил (Чудо-юдо)
#14
В коллекции Музейного центра «Гамаюн» представлено несколько деревянных фигурок, которые в разное время создал уральский скульптор-самоучка Николай Зыков. Среди них есть необычное существо — Крокодил, или Чудо-Юдо.
Скульптура имеет максимально обобщенную форму, упрощенный контур и яркую раскраску. Вымышленное существо сочетает в себе как архетипическую, так и фольклорную традицию. Оно напоминает о Празвере, чей образ происходит из духовных стихов XVII–XIX веков — народных песен на христианские сюжеты.
В этих своеобразных религиозных лубках были запечатлены народные представления о «Всем зверям мати» — самом сильном существе среди зверей, рыб, птиц. Празверь был похож на героя мифов, обладал магической силой и даже выполнял обережную функцию.
Многие художники-примитивисты обращались к образу Празверя. Например, Анри Руссо изображал его в виде тигра или льва, Нико Пиросмани — как черного оленя.
Скульптор Николай Зыков стал известен благодаря счастливому случаю. В 1983 году в московском Музее древнерусского искусства имени Андрея Рублева он познакомился с француженкой Лизетт Бюше и подарил ей на память фигурку. Позже Зыков стал отправлять знакомой во Францию свои скульптуры, вырезанные из дерева. А через три года в одном из писем от Бюше узнал, что шесть его произведений принял в дар Музей человека в Париже.
В это же время Музей самодеятельного творчества народов России приобрел у Николая Федоровича пять скульптур малых форм. В 1989 году мастер принял участие в выставке, организованной Советским фондом культуры.
Признание на Урале пришло к Николаю Федоровичу в 1990 году. Позже Зыков писал: «Екатеринбург повернулся ко мне лицом. Произошло это, в первую очередь, благодаря Нине Арсеньевне Хадери, которая первая из искусствоведов Екатеринбурга обратила на меня серьезное внимание. С ее легкой руки я с этого времени стал постоянно выставляться в городе».
С тех пор деревянные и керамические чуды-юды и лешие стали основной темой в творчестве мастера.
Скульптура имеет максимально обобщенную форму, упрощенный контур и яркую раскраску. Вымышленное существо сочетает в себе как архетипическую, так и фольклорную традицию. Оно напоминает о Празвере, чей образ происходит из духовных стихов XVII–XIX веков — народных песен на христианские сюжеты.
В этих своеобразных религиозных лубках были запечатлены народные представления о «Всем зверям мати» — самом сильном существе среди зверей, рыб, птиц. Празверь был похож на героя мифов, обладал магической силой и даже выполнял обережную функцию.
Многие художники-примитивисты обращались к образу Празверя. Например, Анри Руссо изображал его в виде тигра или льва, Нико Пиросмани — как черного оленя.
Скульптор Николай Зыков стал известен благодаря счастливому случаю. В 1983 году в московском Музее древнерусского искусства имени Андрея Рублева он познакомился с француженкой Лизетт Бюше и подарил ей на память фигурку. Позже Зыков стал отправлять знакомой во Францию свои скульптуры, вырезанные из дерева. А через три года в одном из писем от Бюше узнал, что шесть его произведений принял в дар Музей человека в Париже.
В это же время Музей самодеятельного творчества народов России приобрел у Николая Федоровича пять скульптур малых форм. В 1989 году мастер принял участие в выставке, организованной Советским фондом культуры.
Признание на Урале пришло к Николаю Федоровичу в 1990 году. Позже Зыков писал: «Екатеринбург повернулся ко мне лицом. Произошло это, в первую очередь, благодаря Нине Арсеньевне Хадери, которая первая из искусствоведов Екатеринбурга обратила на меня серьезное внимание. С ее легкой руки я с этого времени стал постоянно выставляться в городе».
С тех пор деревянные и керамические чуды-юды и лешие стали основной темой в творчестве мастера.
#15
Это, как Розанов говорил, какая-то внутренняя музыка. Если появляется какой-то образ, то его надо скорее воплощать. Иначе начнет преследовать тебя, как кошмар.
Николай Зыков в интервью газете «Вести», 2002 год
#16
В наши дни произведения Зыкова хранятся в государственных и частных коллекциях в России и за рубежом.
#17
Полное наименование предмета: Крокодил (Чудо-юдо)
Дата создания: 2001 год
Техника: дерево, нитрокраска, резьба, роспись
Место создания: поселок Белоярский Свердловской области
Владелец коллекции: Музейный центр «Гамаюн»
Размеры: 25×51×22 см
Номер в Госкаталоге: 23509861
Дата создания: 2001 год
Техника: дерево, нитрокраска, резьба, роспись
Место создания: поселок Белоярский Свердловской области
Владелец коллекции: Музейный центр «Гамаюн»
Размеры: 25×51×22 см
Номер в Госкаталоге: 23509861
#6
Домовой на Чуде-Юде
#10
Зыков Н.Ф.
Домовой на Чуде-Юде
#18
Работы уральского скульптора-самоучки Николая Зыкова — игрушки-свистульки и малая пластика — хранятся в галереях и частных коллекциях Франции, Германии, Чехии, США. Они входят и в собрания российских музеев в Москве, Суздале, Сергиевом Посаде, Екатеринбурге.
Первую выставку Зыков устроил прямо во дворе своего дома. Через поселок Белоярский, где жил мастер, ездил рейсовый автобус, в ожидании которого пассажиры часто гуляли по окрестностям. Начинающий автор этим воспользовался. Он расставил на скамейках под деревьями свои глиняные игрушки-скульптуры и приглашал людей посмотреть на них.
Резьбой по дереву Николай Зыков стал заниматься не сразу. Сначала он увлекался лепкой из глины, позже недолго учился на камнерезном отделении Уральского училища прикладного искусства в Нижнем Тагиле. И только в начале 1980-х годов впервые попробовал силы в резьбе по примеру старшего брата Владимира, который создавал деревянные настенные маски.
По словам Зыкова, кроме персонажей из русского фольклора, его вдохновляли образы мифических героев и исторических личностей. Среди его работ не только деревянные домовые и лешие, но и скульптуры двуликого Януса — бога-демиурга из древнеримской мифологии, — легендарного вождя гуннов Атиллы и другие.
Одно из самых необычных произведений автора — полуметровая пирамида, собранная из 50 игрушек-свистулек. О свистках мастер в одном из интервью рассказывал:
Первую выставку Зыков устроил прямо во дворе своего дома. Через поселок Белоярский, где жил мастер, ездил рейсовый автобус, в ожидании которого пассажиры часто гуляли по окрестностям. Начинающий автор этим воспользовался. Он расставил на скамейках под деревьями свои глиняные игрушки-скульптуры и приглашал людей посмотреть на них.
Резьбой по дереву Николай Зыков стал заниматься не сразу. Сначала он увлекался лепкой из глины, позже недолго учился на камнерезном отделении Уральского училища прикладного искусства в Нижнем Тагиле. И только в начале 1980-х годов впервые попробовал силы в резьбе по примеру старшего брата Владимира, который создавал деревянные настенные маски.
По словам Зыкова, кроме персонажей из русского фольклора, его вдохновляли образы мифических героев и исторических личностей. Среди его работ не только деревянные домовые и лешие, но и скульптуры двуликого Януса — бога-демиурга из древнеримской мифологии, — легендарного вождя гуннов Атиллы и другие.
Одно из самых необычных произведений автора — полуметровая пирамида, собранная из 50 игрушек-свистулек. О свистках мастер в одном из интервью рассказывал:
#19
Свистульки — поделки с самой таинственной душой. Если бы дали мне возможность сотворить большой памятник любви, то слепил бы его из сотен разномастных свистулек, призывающих к радости.
#20
Композиция «Домовой на Чуде-Юде» представляет собой двухфигурную свистульку. Каждую часть Зыков вырезал и зашкурил отдельно, обе фигурки содержат свистки. Домовой сидит на Чуде-Юде, то есть фактически является всадником. Такое взаимное расположение фигурок в старину было характерно для народных игрушек.
Домового и Чудо-Юдо мастер расписал яркими нитрокрасками и декорировал простым геометрическим узором, который напоминает традиционный славянский орнамент. Основными цветами палитры стали красный, голубой, черный, белый и желтый. При этом форму игрушки Зыков сделал подчеркнуто простой.
Домового и Чудо-Юдо мастер расписал яркими нитрокрасками и декорировал простым геометрическим узором, который напоминает традиционный славянский орнамент. Основными цветами палитры стали красный, голубой, черный, белый и желтый. При этом форму игрушки Зыков сделал подчеркнуто простой.
#21
Полное наименование предмета: Домовой на Чуде-Юде
Дата создания: 2001 год
Техника: дерево, нитрокраска, резьба, роспись
Владелец коллекции: Музейный центр «Гамаюн»
Размеры: 28,5×6×27 см
Номер в Госкаталоге: 23509843
Дата создания: 2001 год
Техника: дерево, нитрокраска, резьба, роспись
Владелец коллекции: Музейный центр «Гамаюн»
Размеры: 28,5×6×27 см
Номер в Госкаталоге: 23509843
#7
Полкан
#11
Зыков Н.Ф.
Полкан
#22
Одной из особенностей наивного и самодеятельного искусства стало мифотворчество. Мастера-самоучки, стремясь донести свое восприятие реальности, часто создают собственный миф — повествование, которое определяет место конкретного человека в мире и рассказывает о нем.
Мифотворчество касается образов семьи и дома, истории предков и их верований, изображения праздников и бытовых сценок. Отчасти мифы в наивном искусстве вызваны коллективным бессознательным и его архетипами — врожденными идеями и воспоминаниями, которые побуждают людей переживать определенные события одинаковым образом.
Занимаясь творчеством, наивный художник обращается к собственной мифологии и родовой памяти, отражает в произведениях свои отношения с окружающим миром.
Такую мифологию создал и уральский скульптор-самоучка Николай Зыков, выпускник исторического факультета Уральского государственного университета. Он воплотил многие архетипические образы в деревянной и керамической скульптуре.
Деревянную фигуру «Полкан» мастер создал в 1998 году. Она отсылает к русскому фольклору и лубочному искусству XVI — начала XX веков. Лубком называли вид графики с подписями, насыщенной простыми и доступными массовому зрителю образами.
Герой Полкан-богатырь появился в «Повести о Бове Королевиче» XVI века. Это был получеловек-полупес, обладающий сверхъестественными силой и скоростью. Он, например, мог орудовать в бою целым дубом и преодолевать «семь верст за один скок».
Некоторые исследователи относят Полкана к псоглавцам, или кинокефалам, — существам с телом человека и головой собаки. Постепенно образ Полкана менялся, и на лубках его стали чаще изображать как кентавра — существа с торсом человека на теле лошади. Так массовое искусство переосмыслило древний мифический образ.
Зыков также изобразил богатыря Полкана в виде кентавра. В его образе сочетаются зооморфные признаки: копыта, хвост, лошадиные ноги — и антропоморфные черты: человеческое лицо, руки. Расписанная красками фигура отсылает к традиционной каргопольской глиняной игрушке «Полкан». Мастера покрывали такие изделия геометрическим узором, который символизировал силу этого героя.
Мифотворчество касается образов семьи и дома, истории предков и их верований, изображения праздников и бытовых сценок. Отчасти мифы в наивном искусстве вызваны коллективным бессознательным и его архетипами — врожденными идеями и воспоминаниями, которые побуждают людей переживать определенные события одинаковым образом.
Занимаясь творчеством, наивный художник обращается к собственной мифологии и родовой памяти, отражает в произведениях свои отношения с окружающим миром.
Такую мифологию создал и уральский скульптор-самоучка Николай Зыков, выпускник исторического факультета Уральского государственного университета. Он воплотил многие архетипические образы в деревянной и керамической скульптуре.
Деревянную фигуру «Полкан» мастер создал в 1998 году. Она отсылает к русскому фольклору и лубочному искусству XVI — начала XX веков. Лубком называли вид графики с подписями, насыщенной простыми и доступными массовому зрителю образами.
Герой Полкан-богатырь появился в «Повести о Бове Королевиче» XVI века. Это был получеловек-полупес, обладающий сверхъестественными силой и скоростью. Он, например, мог орудовать в бою целым дубом и преодолевать «семь верст за один скок».
Некоторые исследователи относят Полкана к псоглавцам, или кинокефалам, — существам с телом человека и головой собаки. Постепенно образ Полкана менялся, и на лубках его стали чаще изображать как кентавра — существа с торсом человека на теле лошади. Так массовое искусство переосмыслило древний мифический образ.
Зыков также изобразил богатыря Полкана в виде кентавра. В его образе сочетаются зооморфные признаки: копыта, хвост, лошадиные ноги — и антропоморфные черты: человеческое лицо, руки. Расписанная красками фигура отсылает к традиционной каргопольской глиняной игрушке «Полкан». Мастера покрывали такие изделия геометрическим узором, который символизировал силу этого героя.
#24
Полное наименование предмета: Полкан
Дата создания: 1998 год
Техника: дерево, нитрокраска, резьба, роспись
Место создания: поселок Белоярский Свердловской области
Владелец коллекции: Музейный центр «Гамаюн»
Размеры: 32,8×32,6×25,3 см
Номер в Госкаталоге: 2350986
Дата создания: 1998 год
Техника: дерево, нитрокраска, резьба, роспись
Место создания: поселок Белоярский Свердловской области
Владелец коллекции: Музейный центр «Гамаюн»
Размеры: 32,8×32,6×25,3 см
Номер в Госкаталоге: 2350986
#23
Министерство культуры РФ
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
1

Открыть в приложении
Поделиться