Село Хватовка возникло в 1826 году. По рассказам старожилов, более ста лет тому назад в селе Новый Усад жил князь Мухранский (по другим данным, графы Скавронские).
До 1910 года Хватовка была деревней. В 1910–1913 гг. там была построена церковь, и деревня стала селом.
Трудно жилось крестьянам в давние времена. Большую часть села занимали жалкие избушки, крытые соломой. Маленькие оконца, обтянутые бычьими пузырями, едва пропускали свет. Ходили мужики в холщевых рубашках. В грязную погоду на лапти обували еще деревянные колодки.
В начале ХХ века стали выделяться зажиточные крестьяне, их называли кулаками, колбасниками.
Земля, которая находилась в ведении крестьян, закреплялась за каждой семьей. Размер ее определялся по количеству едоков, причем, учитывались только мужчины. Через установленный крестьянами срок (год или более) земля перераспределялась.
Хватовцы выращивали зерновые. Некоторые держали пчел, имели клин леса. С липового клина получали лыко, из которого плели лапти, выделывали мочало, вили веревки.
Зимой крестьяне занимались извозом, возили дрова из леса в Арзамас на продажу. Каждая семья из овчин шила тулупы, из шерсти ткала цапаны — свободную зимнюю одежду. В селе Красном из шерсти заказывали валенки.
Часть крестьян специализировалась на производстве колбас. Осенью колбасный дух шел на всю деревню.
Для хранения сена, снопов около домов строили сельницы. В них оборудовали небольшие тока, где вручную цепами мололи рожь, просо, гречиху. Цеп — это рабочий инструмент на черенке, на котором ремнем крепится шестидесятисантиметровая палка из дуба. На току снопы расстилали и по очереди ударяли этими цепами. У опытных молотильщиков даже получалась своеобразная музыка.
Художник написал село в непривычной манере — без изображения церкви. На переднем плане зритель может видеть водоем, поросший тиной и камышом, за которым как бы «пляшут» деревенские домики на холмистом берегу, на деревянных мостках местный рыбак удит рыбу. Каждый элемент картины передает зрителю неспешность сельской жизни.
Однажды помещик изгнал из села за неповиновение около 30 человек своих крепостных и поселил их на места так называемых «провальных ям». Это была местность возле города Арзамаса, на которой залегали известняковые пласты-карсты. От дождей, половодья они вымывались, под землей образовывались пустоты. С течением времени земля над пустотами проваливалась, образовывались ямы, иногда наполненные водой.
Все, вновь поселившиеся крестьяне старались захватить себе землю получше, и сами себя прозвали за это «хватами». Отсюда и пошло название нового поселения — Хватовка.
Все, вновь поселившиеся крестьяне старались захватить себе землю получше, и сами себя прозвали за это «хватами». Отсюда и пошло название нового поселения — Хватовка.
До 1910 года Хватовка была деревней. В 1910–1913 гг. там была построена церковь, и деревня стала селом.
Трудно жилось крестьянам в давние времена. Большую часть села занимали жалкие избушки, крытые соломой. Маленькие оконца, обтянутые бычьими пузырями, едва пропускали свет. Ходили мужики в холщевых рубашках. В грязную погоду на лапти обували еще деревянные колодки.
В начале ХХ века стали выделяться зажиточные крестьяне, их называли кулаками, колбасниками.
Земля, которая находилась в ведении крестьян, закреплялась за каждой семьей. Размер ее определялся по количеству едоков, причем, учитывались только мужчины. Через установленный крестьянами срок (год или более) земля перераспределялась.
Хватовцы выращивали зерновые. Некоторые держали пчел, имели клин леса. С липового клина получали лыко, из которого плели лапти, выделывали мочало, вили веревки.
Зимой крестьяне занимались извозом, возили дрова из леса в Арзамас на продажу. Каждая семья из овчин шила тулупы, из шерсти ткала цапаны — свободную зимнюю одежду. В селе Красном из шерсти заказывали валенки.
Часть крестьян специализировалась на производстве колбас. Осенью колбасный дух шел на всю деревню.
Для хранения сена, снопов около домов строили сельницы. В них оборудовали небольшие тока, где вручную цепами мололи рожь, просо, гречиху. Цеп — это рабочий инструмент на черенке, на котором ремнем крепится шестидесятисантиметровая палка из дуба. На току снопы расстилали и по очереди ударяли этими цепами. У опытных молотильщиков даже получалась своеобразная музыка.
Художник написал село в непривычной манере — без изображения церкви. На переднем плане зритель может видеть водоем, поросший тиной и камышом, за которым как бы «пляшут» деревенские домики на холмистом берегу, на деревянных мостках местный рыбак удит рыбу. Каждый элемент картины передает зрителю неспешность сельской жизни.