В постоянной экспозиции музейно-выставочного центра Арзамасского района находится картина Н.А. Галочкина «Село Хохлово».
С ходатайством об открытии скита игумения Сергия обратилась к управляющему Нижегородской и Арзамасской епархии митрополиту Николаю. Разрешение было получено, и в 1997 году началось восстановление храма. Два вагончика, кирпичная печь под открытым небом, отсутствие воды и электричества, бездорожье… С этого пришлось начинать. Многими трудами малого числа сестер созидался новый монашеский очаг. Над полями стал разноситься призывный и торжественный колокольный звон.
Из архивных материалов узнали, что село Хохлово (в начале оно именовалось как Супонево, а позднее названия объединились в «Хохлово, Супонево тож») возникло не позднее XVI века. По одной из версий, его первым владельцем был арзамасский воевода Иван Данилович Хохлов. Весь XVIII век крестьяне и земля принадлежали семейству Бахметевых, а в XIX веке владельцами стали отец и сын Макеровские.
Близость к Арзамасу наложила свой отпечаток на жизнь села. Из-за недостаточной обеспеченности землей сельчане искали дополнительных приработков и занялись валянием войлока на нужды военной промышленности. Работу давали арзамасские купцы. Крестьяне ставили в селе баньки (так называемые «фабрик») и там трудились в тяжелых условиях. А крестьянки успевали за световой день продать на городском рынке молоко и вернуться домой. Сельчан поражало количество арзамасских храмов, которые украшали высокий берег реки Теши, и свое село они старались обустроить, следуя этому примеру.
С XVI века в Степаново была деревянная церковь в честь святителя Николая Чудотворца. В 1772 году вместо нее поставили другую, тоже деревянную, но уже более высокую, трехъярусную, с колокольней. В 1864 году в селе было начато строительство каменной церкви в стиле позднего классицизма с элементами эклектики. К четверику храма, увенчанному барабаном с луковичным куполом, примыкали трапезная часть и шатровая колокольня. Церковь была посвящена Живоначальной Троице с приделами в честь святителя и чудотворца Николая и Покрова Пресвятой Богородицы. О жертвователях на строительство храма ничего неизвестно, в церковных документах значится: «тщанием прихожан». Ими могли быть как помещики, так и крестьяне. Годы строительства каменной церкви в селе Хохлово приходятся на период жизни помещика Дмитрия Фавстовича Макеровского.
Революционный дух разрушения пронесся и над этим тихим местом. В 1917 году священнику Леониду Барминскому запретили вести уроки в школе. А в 30-е годы воинствующие атеисты сняли колокола, несколько раз пытались разрушить храм. Но вера в людях жила, и они старались сохранять те устои, на которых держалось русское село.
В 1960 году была попытка разобрать свод храма на кирпичи для строительства конюшни и коровника, но монолитная кладка, замешанная на куриных белках, собранных по всему селу, только крошилась в прах, и затея провалилась. Бригадир Виктор Толокнов тогда спросил председателя колхоза Зиновьева: «Вы строили? Зачем ломаете?»
В другой раз пробовали применить чугунную «бабу» для разрушения здания храма, но на втором ударе сама «баба» распалась надвое, и металлические полусферы еще долго валялись возле церкви. Помнят жители, что в тот раз защищали церковь две бабушки и два старика. Остальных сельчан заблаговременно отослали на дальнее поле, потому что предыдущая попытка разрушить храм встретила активное сопротивление: дети позвали взрослых с поля, в безбожников бросали камни, дело дошло до драки. По рассказу Алевтины Алексеевны Фиминой, чтобы остановить беззаконие, перед трактором легли отец и его две дочери.
Известны имена жителей Хохлово, пострадавших за веру. В 1932 году был арестован приходской священник Иосиф Арсентьевич Сергиевский и приговорен к лагерному заключению на три года. Вернувшись из ссылки, отец Иосиф переехал в другое село.
В 1977 году населенный пункт был снят с учета в сельском совете. В середине 90-х годов настоятельница Серафимо-Дивеевского монастыря игумения Сергия обратила внимание на виднеющийся купол и тополь, подъехала к заброшенному храму. Оказалось, что его название уже не помнили даже жители ближней деревни. Только благодаря архивным данным удалось установить, что церковь в селе Хохлово была освящена в честь Живоначальной Троицы. Храм и тополь напомнили матушке Сергии явление Пресвятой Троицы у Маврийского дуба. Любовь к Пресвятой Троице, печаль о заброшенном храме побудили ее к мысли о создании дивеевского скита на месте обезлюдевшего села.
С ходатайством об открытии скита игумения Сергия обратилась к управляющему Нижегородской и Арзамасской епархии митрополиту Николаю. Разрешение было получено, и в 1997 году началось восстановление храма. Два вагончика, кирпичная печь под открытым небом, отсутствие воды и электричества, бездорожье… С этого пришлось начинать. Многими трудами малого числа сестер созидался новый монашеский очаг. Над полями стал разноситься призывный и торжественный колокольный звон.
В 2000 году был освящен придел в честь Пресвятой Троицы. В 2011 — подряд, друг за другом, два других: святителя Николая Чудотворца и Иверской иконы Божией Матери. В воссозданном храме теперь постоянно свершаются службы, читается неусыпаемая Псалтирь.
Со временем возросло и окрепло скитское хозяйство: выстроены жилые и подсобные здания, возделан огород, содержится стадо коров. Благодаря поддержке федерального правительства к скиту был подведен газ и проложена дорога. 28 февраля 2008 года областным законодательным собранием было принято постановление зарегистрировать в Арзамасском районе новый населенный пункт — Троицкий Скит.
Со временем возросло и окрепло скитское хозяйство: выстроены жилые и подсобные здания, возделан огород, содержится стадо коров. Благодаря поддержке федерального правительства к скиту был подведен газ и проложена дорога. 28 февраля 2008 года областным законодательным собранием было принято постановление зарегистрировать в Арзамасском районе новый населенный пункт — Троицкий Скит.
Из архивных материалов узнали, что село Хохлово (в начале оно именовалось как Супонево, а позднее названия объединились в «Хохлово, Супонево тож») возникло не позднее XVI века. По одной из версий, его первым владельцем был арзамасский воевода Иван Данилович Хохлов. Весь XVIII век крестьяне и земля принадлежали семейству Бахметевых, а в XIX веке владельцами стали отец и сын Макеровские.
Близость к Арзамасу наложила свой отпечаток на жизнь села. Из-за недостаточной обеспеченности землей сельчане искали дополнительных приработков и занялись валянием войлока на нужды военной промышленности. Работу давали арзамасские купцы. Крестьяне ставили в селе баньки (так называемые «фабрик») и там трудились в тяжелых условиях. А крестьянки успевали за световой день продать на городском рынке молоко и вернуться домой. Сельчан поражало количество арзамасских храмов, которые украшали высокий берег реки Теши, и свое село они старались обустроить, следуя этому примеру.
С XVI века в Степаново была деревянная церковь в честь святителя Николая Чудотворца. В 1772 году вместо нее поставили другую, тоже деревянную, но уже более высокую, трехъярусную, с колокольней. В 1864 году в селе было начато строительство каменной церкви в стиле позднего классицизма с элементами эклектики. К четверику храма, увенчанному барабаном с луковичным куполом, примыкали трапезная часть и шатровая колокольня. Церковь была посвящена Живоначальной Троице с приделами в честь святителя и чудотворца Николая и Покрова Пресвятой Богородицы. О жертвователях на строительство храма ничего неизвестно, в церковных документах значится: «тщанием прихожан». Ими могли быть как помещики, так и крестьяне. Годы строительства каменной церкви в селе Хохлово приходятся на период жизни помещика Дмитрия Фавстовича Макеровского.
Революционный дух разрушения пронесся и над этим тихим местом. В 1917 году священнику Леониду Барминскому запретили вести уроки в школе. А в 30-е годы воинствующие атеисты сняли колокола, несколько раз пытались разрушить храм. Но вера в людях жила, и они старались сохранять те устои, на которых держалось русское село.
До 1938 года не прекращались службы в храме, священник Венедикт Смирнов еще крестил в нем детей. В этот год церковь закрыли, но в алтарной части долго еще сохранялась церковная утварь, плащаница, облачения священнослужителей, подсвечники, хоругви, иконы, церковные книги и Евангелие. Все это охранял сторож Николай Лёсин. После его смерти сторожил дедушка — А. Тонюшкин. А когда он умер, все постепенно стало исчезать. Потом решили разобрать иконостас, который, по воспоминаниям жителей, был очень высоким и красивым.
Позже в церкви хранили в разное время керосин, зерно и лук. Внутри здания была металлическая стяжка, чтобы церковь не расходилась, а в 60-е годы приехали рабочие с бензорезами и вырезали весь металл и все решетки на окнах. В куполе окна были со стеклами, обтянутыми мелкой сеткой, которую ребятня растащила для ловли рыбы. После того как церковь была разрушена, служба проводилась в частном доме, куда были принесены иконы. Впоследствии их передали в Смоленский собор поселка Выездное. В середине 30-х годов вышло постановление о прекращении колокольного звона; в Хохолово колокола сняли в 1937-м и перевезли в Новый Усад.
В 1960 году была попытка разобрать свод храма на кирпичи для строительства конюшни и коровника, но монолитная кладка, замешанная на куриных белках, собранных по всему селу, только крошилась в прах, и затея провалилась. Бригадир Виктор Толокнов тогда спросил председателя колхоза Зиновьева: «Вы строили? Зачем ломаете?»
В другой раз пробовали применить чугунную «бабу» для разрушения здания храма, но на втором ударе сама «баба» распалась надвое, и металлические полусферы еще долго валялись возле церкви. Помнят жители, что в тот раз защищали церковь две бабушки и два старика. Остальных сельчан заблаговременно отослали на дальнее поле, потому что предыдущая попытка разрушить храм встретила активное сопротивление: дети позвали взрослых с поля, в безбожников бросали камни, дело дошло до драки. По рассказу Алевтины Алексеевны Фиминой, чтобы остановить беззаконие, перед трактором легли отец и его две дочери.
Известны имена жителей Хохлово, пострадавших за веру. В 1932 году был арестован приходской священник Иосиф Арсентьевич Сергиевский и приговорен к лагерному заключению на три года. Вернувшись из ссылки, отец Иосиф переехал в другое село.
В 1937 году после повторного ареста его расстреляли в городе Горьком. Вслед за настоятелем за ходатайство об его освобождении подверглась аресту и высылке в Севкрай церковная староста Надежда Владимировна Тонюшкина.
В сентябре 1937 года был арестован церковный староста Петр Егорович Лукин. Его обвинили в причастности к церковно-фашистской диверсионно-террористической организации. По одному делу с ним проходили семь священников из разных сел. Петр Егорович был приговорен к десяти годам исправительно-трудовых лагерей. Жизнь его оборвалась 30 ноября 1937 года в лагерной больнице.
В декабре 1937 года районная газета «Арзамасская правда» поместила отчет начальника НКВД Горьковской области И.Я. Лаврушина о раскрытии и ликвидации двух церковно-фашистских организаций в Арзамасском районе.
В 60-е годы началась кампания по ликвидации «неперспективных» деревень. В селе была закрыта школа, колхоз объединили с Шатовским, молодежь стала уезжать из села. В 1977 году Хохлово прекратило свое существование. Остались дома (целая улица), окна которых были забиты досками крест-накрест. Потом эти дома были сожжены хулиганами.