Среди непроходимых смешанных лесов Арзамасского района расположилось село Рождественский Майдан.
В постоянной экспозиции музейно-выставочного центра Арзамасского района представлена работа Н.А. Галочкина «Село Рождественский Майдан». В названии села первое слово связано с тем, что примерно 200 лет тому назад здесь была заложена церковь в честь Рождества Христова. Здание церкви расположено в центре села, на пригорке (в самой высокой точке), вытянувшись длинной стороной (планировочной осью) с запада на восток.
В старину, с северной стороны церковный участок примыкал к оврагу, по которому протекал небольшой ручей Вилейка — приток Сережи. Сейчас здесь находится пруд, устроенный жителями в начале XX века, но строения вдоль русла ручья сохранили свое «первозданное» название «Кельи», что позволяет высказать предположение о первоначальном существовании здесь «пустыни» и проживании скитников в XVII–XVIII веках.
Следует отметить, что при работах по углублению и благоустройству пруда, как свидетельствуют очевидцы, были обнаружены старинные срубы, но их детального обследования не проводилось. В настоящий момент ограды участка не существует, но по воспоминаниям старожилов и сохранившимся планам, церковь с прилегающими к ней постройками и кладбищем имели ограждение, выполненное из кирпича. Следов ранних захоронений на церковном участке не сохранилось, а более поздние осуществлялись на вынесенном за село месте. Предполагаемый период постройки: конец XVIII — начало XIX века.
Приведенные Архимандритом Макарием данные о строительстве церкви в 1809 году, по всей видимости, соответствуют времени освящения нового престола в честь Рождества Христова, размещенного в помещении трапезной и совпадают с моментом переименования села в Рождественский Майдан (ранее село Макрашский Майдан).
Название: Церковь в честь Рождества Христова (предполагаемое, более раннее название — церковь во имя святителя и чудотворца Николая). Архитектурный стиль: классицизм. Схема композиции: по продольной оси располагаются квадратные в плане («четверик») помещения колокольни, трапезной и собственно церкви с прямоугольной апсидой, связанные между собой широкими арочными проходами. На церкви одна небольшая глава на куполе, который венчает предел Николая «Угодника».
Люди помнят, что в селе жил помещик Курочкин, в лесу у него была своя лесопилка. Другой помещик, врач Смирнов, жил постоянно в Нижнем Новгороде, но в Рождественском Майдане имел свое поместье, приезжал сюда отдыхать. У Смирнова была своя пилорама, водяная и ветряная мельницы.