В письменных источниках Виняево упоминается в 1586 году. Известно, что в 1612 году владельцем виняева, а также Ветошкина и Булдакова стал Григорий Андреевич Плещеев.
Название села произошло от имени собственного — Виняй: так звали предводителя мордовцев, поселившихся на левом берегу реки Иржа.
Коренное население села — русские. Занимались в основном земледелием. Размеры наделов зависели от числа членов семьи и составляли по 20 и более десятин. Сеяли рожь, овес, картофель, гречиху, лен. Ржи собирали по 6—7 центнеров. Картофеля — по 50 центнеров и более. Собственного хлеба большинству крестьян не хватало, брали взаймы, иногда под проценты. Держали коров, свиней, овец, лошадей. Те, у кого были излишки сельхозпродукции, возили продавать их в Арзамас, Ардатов, Стексово. Сельхозтехнику имели в селе только 3—4 хозяйства: конные молотки, жатки. Крестьяне занимались гончарным промыслом.
Активистами коллективизации в Виняеве были местные коммунисты и комсомольцы. В селе раскулачили и выслали четыре семьи, обратно они не вернулись.
В годы Великой Отечественной войны на фронт ушло около 130 сельчан. Все работы в те годы выполняли женщины и подростки. Женщины пахали и сеяли на лошадях, хлеб жали серпами, вручную скирдовали, молотили по ночам. Из гнилого картофеля который собирали весной в поле, пекли хлеб. Печи топили соломой, торфом, вечерами сидели со свечами, лучинами.
После войны село стало преображаться. Вместо старых избушек, покрытых соломой, вросших в землю, строили новые деревянные и каменные дома с крышами из железа и шифера. Во дворах стало больше скота, птицы. Появились первые велосипеды, мотоциклы, в домах мебель, радио. Дети получали неполное среднее и среднее образование.
В селе Виняево центральное место занимает храмовый комплекс, в который входят две церкви: в честь Успения Пресвятой Богородицы и в честь Вознесения Господня. Первая из упомянутых церквей до настоящего времени является действующей, а вторая закрыта для богослужений и нуждается в полноценном восстановлении.
Точная дата постройки первой церкви в Виняеве неизвестна. Из отказных книг Арзамасского уезда XVI века известно, что в 1642 году деревня Виняево с рядом других селений перешла в вотчину княгини Авдотьи Васильевной Черкасской от ее умершего мужа Ивана Борисовича Черкасского.
В 1813 году рядом с Вознесенской церковью с южной стороны тщанием прихожан была выстроена новая каменная церковь во имя Успения Божией Матери. По всей видимости, как и во многих других селах Арзамасского уезда, постройка новой церкви служила своего рода благодарностью Богу за победу над Наполеоном. Издалека особое внимание к ней привлекал металлический крест с прорезом, украшенный железными цепями. При церкви была построена 20-метровая колокольня с девятью колоколами, самый тяжелый из которых весил более 950 кг. Позднее, в 1833 году вместо деревянной Вознесенской церкви был отстроен каменный храм. Следственно, в этот период в селе действовали две однопрестольные церкви: одна (Успенская) использовалась как зимний храм, вторая (Вознесенская) — как летний.
При Успенской церкви имелось кладбище, на котором до начала XIX века хоронили жителей Виняева, а позднее, когда кладбище было вынесено за пределы села, в церковной ограде могли быть захоронены только священно- и церковнослужители.
Название села произошло от имени собственного — Виняй: так звали предводителя мордовцев, поселившихся на левом берегу реки Иржа.
Коренное население села — русские. Занимались в основном земледелием. Размеры наделов зависели от числа членов семьи и составляли по 20 и более десятин. Сеяли рожь, овес, картофель, гречиху, лен. Ржи собирали по 6—7 центнеров. Картофеля — по 50 центнеров и более. Собственного хлеба большинству крестьян не хватало, брали взаймы, иногда под проценты. Держали коров, свиней, овец, лошадей. Те, у кого были излишки сельхозпродукции, возили продавать их в Арзамас, Ардатов, Стексово. Сельхозтехнику имели в селе только 3—4 хозяйства: конные молотки, жатки. Крестьяне занимались гончарным промыслом.
Активистами коллективизации в Виняеве были местные коммунисты и комсомольцы. В селе раскулачили и выслали четыре семьи, обратно они не вернулись.
В годы Великой Отечественной войны на фронт ушло около 130 сельчан. Все работы в те годы выполняли женщины и подростки. Женщины пахали и сеяли на лошадях, хлеб жали серпами, вручную скирдовали, молотили по ночам. Из гнилого картофеля который собирали весной в поле, пекли хлеб. Печи топили соломой, торфом, вечерами сидели со свечами, лучинами.
После войны село стало преображаться. Вместо старых избушек, покрытых соломой, вросших в землю, строили новые деревянные и каменные дома с крышами из железа и шифера. Во дворах стало больше скота, птицы. Появились первые велосипеды, мотоциклы, в домах мебель, радио. Дети получали неполное среднее и среднее образование.
В селе Виняево центральное место занимает храмовый комплекс, в который входят две церкви: в честь Успения Пресвятой Богородицы и в честь Вознесения Господня. Первая из упомянутых церквей до настоящего времени является действующей, а вторая закрыта для богослужений и нуждается в полноценном восстановлении.
Точная дата постройки первой церкви в Виняеве неизвестна. Из отказных книг Арзамасского уезда XVI века известно, что в 1642 году деревня Виняево с рядом других селений перешла в вотчину княгини Авдотьи Васильевной Черкасской от ее умершего мужа Ивана Борисовича Черкасского.
В 1813 году рядом с Вознесенской церковью с южной стороны тщанием прихожан была выстроена новая каменная церковь во имя Успения Божией Матери. По всей видимости, как и во многих других селах Арзамасского уезда, постройка новой церкви служила своего рода благодарностью Богу за победу над Наполеоном. Издалека особое внимание к ней привлекал металлический крест с прорезом, украшенный железными цепями. При церкви была построена 20-метровая колокольня с девятью колоколами, самый тяжелый из которых весил более 950 кг. Позднее, в 1833 году вместо деревянной Вознесенской церкви был отстроен каменный храм. Следственно, в этот период в селе действовали две однопрестольные церкви: одна (Успенская) использовалась как зимний храм, вторая (Вознесенская) — как летний.
При Успенской церкви имелось кладбище, на котором до начала XIX века хоронили жителей Виняева, а позднее, когда кладбище было вынесено за пределы села, в церковной ограде могли быть захоронены только священно- и церковнослужители.