Котиха возникла около 200 лет тому назад. В то время она была окружена дремучими лесами. Согласно преданию, бытующему у селян, первыми насельниками здесь были разбойники. У одного из них было прозвище Кот, Котик. Отсюда и название поселения. Разбойники грабили купцов, проезжавших по Водоватовской дороге. Впоследствии они занялись земледелием, дав тем самым начало этому поселению. Имело оно еще и другое название — Глиняная Поляна.
Помещиками в Котихе были Ушаковы, Шатохины, Новосильцевы, Хоботовы.
После отмены крепостного права крестьяне стали временно обязанными, выплачивали выкупные платежи за земельные наделы. В селе было создано шесть общин. Земля распределялась по числу едоков. Труд на подзолистых супесчаных почвах был трудным и изнурительным.
Хозяйство крестьян до революции было почти натуральным: сами обрабатывали овчины, шили кафтаны и полушубки, тулупы, пряли лен, ткали холсты. Крестьяне занимались выращиванием ржи, овса, гречихи, картофеля. В селе имелись две маслобойки.
Коренным населением села всегда были русские православные люди. Имелись и старообрядцы разных толков («кулугуры», «австрицы»).
До конца XIX века Котиха была небольшой деревней, занимавшей южную часть нынешней центральной улицы. В календаре Нижегородской епархии в 1888 году Котиха была причислена к Коваксинскому приходу.
В 1904 году в селе была открыта школа. Первым учителем в ней стал П.И. Лебедев, по воспоминаниям старожилов, — политический ссыльный. В школе было три класса, где обучалось 50—60 детей, что составляло примерно 10—15% от всех детей школьного возраста, живших в Котихе. Два раза в неделю приезжал из Коваксы священник и преподавал детям Закон Божий и славянский язык. Многие родители не отдавали своих детей в школу, поскольку учеников там стригли под машинку, что нарушало сложившийся у крестьян обычай подстригать детей «под кружалу». Особенно ярыми противниками школы были старообрядцы.
В Котихе имелась и своя деревенская церковь. Службу в ней проводил священник, приезжавший сюда из соседнего села Коваксы.
Помещиками в Котихе были Ушаковы, Шатохины, Новосильцевы, Хоботовы.
После отмены крепостного права крестьяне стали временно обязанными, выплачивали выкупные платежи за земельные наделы. В селе было создано шесть общин. Земля распределялась по числу едоков. Труд на подзолистых супесчаных почвах был трудным и изнурительным.
Хозяйство крестьян до революции было почти натуральным: сами обрабатывали овчины, шили кафтаны и полушубки, тулупы, пряли лен, ткали холсты. Крестьяне занимались выращиванием ржи, овса, гречихи, картофеля. В селе имелись две маслобойки.
Коренным населением села всегда были русские православные люди. Имелись и старообрядцы разных толков («кулугуры», «австрицы»).
До конца XIX века Котиха была небольшой деревней, занимавшей южную часть нынешней центральной улицы. В календаре Нижегородской епархии в 1888 году Котиха была причислена к Коваксинскому приходу.
В 1904 году в селе была открыта школа. Первым учителем в ней стал П.И. Лебедев, по воспоминаниям старожилов, — политический ссыльный. В школе было три класса, где обучалось 50—60 детей, что составляло примерно 10—15% от всех детей школьного возраста, живших в Котихе. Два раза в неделю приезжал из Коваксы священник и преподавал детям Закон Божий и славянский язык. Многие родители не отдавали своих детей в школу, поскольку учеников там стригли под машинку, что нарушало сложившийся у крестьян обычай подстригать детей «под кружалу». Особенно ярыми противниками школы были старообрядцы.
В Котихе имелась и своя деревенская церковь. Службу в ней проводил священник, приезжавший сюда из соседнего села Коваксы.