Судьба Елены Телишевой легендарна: прошла ужасы войны, а после выбрала сложную — особенно для женщины — профессию скульптора. В своей работе она проявляла особое упорство и широкую фантазию. Её наследие — множество скульптурных портретов современников, в том числе нежные женские и детские портреты, оригинальные и самобытные фигурки «ню». Но настоящую художественную свободу Телишева обретала, создавая декоративную керамику. Работы Телишевой хранятся в НГХМ, а также в музеях Москвы, Киева, Львова, городов Новосибирской области, частных коллекциях по всей России и за рубежом.
Эта статуэтка может символизировать библейскую историю о вкушении Адама и Евы запретного плода с дерева познания добра и зла. Мужчина и женщина изображены как бы в самый момент срывания запретного плода, когда женщина уверенно протягивает руки, а мужчина находится ещё в нерешительности, о чём говорит его закрытая поза. Ярко-оранжевый цвет символизирует напряжённый, сложный эмоциональный поступок, последствия которого предопределят судьбу всего человечества.
Однако интерпретация может зависеть от культурного и личного контекста наблюдателя, его индивидуальных взглядов на жизнь.
Среди Эдемского сада было два особых дерева: Дерево жизни и Дерево познания добра и зла. Господь разрешил Адаму есть «от всякого дерева в саду» и лишь плоды от Дерева познания добра и зла запретил ему есть, предупредив, что последствием непослушания будет смерть.
Змей же (образ Сатаны), который «был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог», уловками и хитростью убеждал Еву попробовать плод запретного Дерева познания добра и зла. Женщина отказывается, говоря, что Бог запретил им есть с этого дерева, так как съевший плод умрёт. Змей же отвечает ей, что она не умрёт: «Вы будете как боги, знающие добро и зло». Наконец, женщина поддалась уговорам змея, нарушив волю Господа, после чего дала попробовать плод и Адаму. В результате, Адам и Ева осознали свою наготу и спрятались от Бога.
По словам святителя Иоанна Златоуста, изначала Бог создал человека самовластным, иначе он не стал бы наказывать его за преступления заповеди либо награждать за её соблюдение. Грехопадение заключалось в желании человека присвоить себе Божественное право решать, что такое добро и зло. За проступком последовало наказание: Змей был проклят, и обречён ползать на животе и питаться прахом, женщине было определено «в болезни рождать детей» и находиться в подчинении у мужа; мужчине было назначено со скорбью и в поте лица трудиться во все дни жизни его на земле, которая «проклята за него». Люди перестали быть бессмертными и после смерти должны вернуться в землю в виде праха, из которого и был создан Адам.
Познание
