Деревянный храм, посвященный архистратигу Михаилу, появился в Козлове еще в XVII веке. Мы можем уверенно утверждать, что в камне он был возведен во второй половине XVIII века, однако точная дата постройки нам не известна. К сожалению, ничего не известно нам и об архитекторе, создавшем храм.
Архангельская церковь была одной из самых больших в Козлове. В росписи ее стен в XIX веке принимал участие академик живописи Афанасий Дмитриевич Надежин, создавший в Козлове школу живописи.
В советский период верующие вынуждены были арендовать здание церкви, чтобы использовать его для проведения служб. В 1930-е годы городские власти, ссылаясь сначала на то, что в городе не хватает складских помещений для хранения хлеба, а также нет зданий, необходимых для нормального функционирования учреждений культуры, предложили закрыть Архангельский собор. В одном из документов в нем предполагалось открыть пионерский клуб.
В период Великой Отечественной войны здание церкви использовалось военными в качестве ремонтных мастерских автопарка. В последние месяцы войны было проведено техническое обследование церкви, по результатам которого было внесено предложение о ее разборке. Предлогом послужило то, что здание очень изношено, восстанавливать его не целесообразно, оно рушится и угрожает стоящим поблизости домам.
Сначала собор попытались взорвать. Взрыв не принес ощутимого эффекта. Здание устояло. Зато в домах рядом с собором выбило стекла, попадали на пол картины. После этого было решено его разобрать. Эту задачу выполнили пленные немцы и австрийцы. А много позднее, в 1980-е гг., в Мичуринск пришла бумага из Москвы с указанием взять под охрану Архангельскую церковь, являющуюся одним из выдающихся памятников зодчества XVIII века.
В 1950-е годы на месте Архангельской церкви был разбит сквер. А в 1994 году в этом сквере был установлен поклонный крест, напоминающий о том, что в этом месте когда-то стоял храм.
Основой для картины Михайлова стала одна из фотографий церкви, дошедшая до наших дней. Александр Иванович в своей работе достаточно точно отображает целый ряд деталей, которые были присущи архитектуре храма, при этом художник явно не стремился просто перерисовать фотографию — отдельные элементы прописаны достаточно схематично. При этом на столь небольшой работе ему удалось передать величественность и красоту старинного храма, потерянного для нас.